Ads 468x60px

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Организация работы школьной библиотеки. Аннотированный веб-указатель

 Веб-указатель статей по организации работы школьной библиотеки от Издательского Дома «Первое сентября» за последние 10 лет.


От чего зависит словарный запас каждого человека? Какие мы знаем словари? Кто лучше владеет словом? Ответы на эти вопросы помогут вам найти словари – настольные книги для всех, кто учится и учит. Словари бывают разные, поэтому задания этой программы разнообразны и интересны. Мероприятие предназначено для проведения в 6–8-х классах.
В работе рассказывается о самых известных и популярных произведениях Чехова. Использование мультимедиа на уроке литературы значительно преображает сам процесс преподавания. При работе с ним повышается заинтересованность учеников к предмету. Современные дети легче воспринимают информацию, полученную в процессе «игры».
Современное образование предусматривает формирование и воспитание художественного вкуса и культуры чтения. Достижению этой цели способствует совместная работа педагогов и библиотекаря. Ярким примером такого сотворчества является бал. Такие вечера способствуют выявлению и развитию творческих способностей учащихся, укреплению основ дружбы, взаимопонимания и единения, являются символом содружества учащихся и учителей, прививают чувство красоты и грации, воспитывают уважение к традициям. Стимулируют к посещению библиотеки и прочтению понравившегося произведения.
Идея подобного мероприятия — Бала литературных героев, вынашивалась в течение нескольких лет и, наконец, мечта осуществилась, Бал явился заключительным мероприятием традиционной Декады русского языка, литературы и истории и включил в себя 3 блока: исторический, музыкальный и литературный.
Цели: познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях; популяризировать лучшие книги по природе и экологии; привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе; учить детей бережно относиться к природе; доставить детям радость от участия в общем празднике.
Данное мероприятие посвящено Году учителя. Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Беседа содержит информацию по теме, аудиозаписи стихов, которые звучат в исполнении учащихся. Будет интересна как учащимся среднего школьного возраста, так и старшим школьникам. Проведение таких бесед-презентаций даёт возможность решить главную задачу библиотекаря: расширить читательский интерес к книге и библиотеке и таким образом значительно усилить роль библиотеки в современной школе.
Данное мероприятие – первое из серии «К звёздам». «Утро космической эры» – о первых «космонавтах», о собаках. Беседа и презентация будут интересны как детям младшего школьного возраста, так и старшим учащимся.
Предлагаемый план проведения библиотечно-библиографической игры «Библиомарафон» рассчитан на школьников 9–13 лет, играющих в команде или соревнующихся индивидуально. Темы игры являются примерными, а вопросы и задания подбираются с учётом возраста и уровня знаний участников игры. В приложениях приведены примерное содержание игры, вариант оформления маршрутного листа, положение об игре и ноты и слова песенки-заставки.
В статье речь идет о целях и задачах работы современной библиотеки в школе вообще и в частности при решении задач здоровьесбережения.
Работа по развитию творческих способностей и привитию интереса к чтению по следующим разделам: литературное творчество, театральное творчество, художественно-оформительское творчество. Проводимая работа помогает через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта и использовать творческие способности ребёнка для дальнейшей подготовки к самостоятельной жизни и представляет широкие возможности для литературного, художественного, театрального творчества, одновременно решая задачи социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Библиотерапия и фольклор – одно из занятий библиотерапии в условиях адаптационного периода в кадетских корпусах (школах). Занятие помогает ребенку справиться с переживаниями в период адаптации. Восстанавливает нормальное эмоциональное самочувствие, расширяет кругозор знаний.
Разговор пойдет о проблемах стратегии и тактики работы с родителями наших учеников, вокруг чтения и книг. Задачи отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед профессионалами — библиотекарями и учителями.
Библиотечное военно-патриотическое занятие должно оставить в душе каждого ребенка неизгладимый след. На занятии показано, что каждый человек, даже ребенок, переживший войну с немецко-фашистскими захватчиками, может называться победителем. Цель: обогатить души детей сопереживанием каждому, пережившему войну с немецко-фашистскими захватчиками.
В разработке предлагается использование художественных произведений и справочной литературы с целью содействия формированию мотивов, интереса к чтению, усвоение учащимися экономических знаний, развитие экономического мышления, ориентация в различных источниках информации и в содержании книг.
Мероприятие проводится с целью знакомства учащихся с историей развития и культурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формирования мировоззрения юных жителей Югры, способности воспринимать северную землю во всей её красе, воспитания любви и уважения к родному краю.
Внеклассное мероприятие в библиотеке с учащимися 1–4-х классов «Чудесная страна библиотека» проводится с целью привлечения детей в библиотеку, пропаганды чтения, знакомства детей с историей возникновения письменности и книги, а также с правилами обращения с книгой.
Учащиеся младших классов нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы – что удачно сочетается в форме наглядной компьютерной презентации.
В современном обществе возникла острая необходимость приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы. Действенным способом для мотивации к чтению становится развитие коллективных форм работы с книгой, которые размыкают круг привычной школьной жизни новыми впечатлениями, предоставляют возможности для воплощения смелых читательских идей, раскрытия творческого потенциала, обмена опытом.
Традиционный порядок обслуживания читателей уходит в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает учебный процесс и руководит чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.
Целями представленного урока, проводимого в рамках спецкурса для старшеклассников «Основы информационной культуры личности», являются закрепление знаний о каталоге и выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах. В течение урока учащиеся практикуются в составлении библиографического описания и в поиске информации по тематическому запросу в традиционной, ручной и автоматизированной системах.
Урок разработан в рамках методического проекта «Современный урок: кейс-метод». Предлагаются условные учебные ситуации, когда нужно обратиться за поиском информации в школьную библиотеку по заданию кейса. Учащиеся в группе решают ситуационную задачу, проходя маршрут кейса. Последние этапы маршрута — осмысление и анализ пройденного маршрута кейса.
Конкурс проводится с целью возрождения традиций семейного чтения. Конкурс состоит из двух этапов: выполнение домашнего задания (изготовление книжки-самоделки «Презентация своей читающей семьи») и литературной викторины с семьями. В работе с семьей используется анкетирование родителей.
В современной школе значительно усиливается роль библиотеки и библиотечного работника. С появлением новых носителей информации появляется необходимость создания школьного библиотечного медиацентра, выполняющего определенные задачи. Для успешной работы школьному медиацентру нужны определенные условия.
Библиотечный урок для учащихся 5–7-х классов представляет собой сценарий по сказам П.П. Бажова. Перед уроком учащиеся читают сказы, готовят короткие сообщения и костюмированные сценки из сказов. Учащиеся подробно знакомятся с биографией и творчеством уральского сказочника. В ходе урока можно узнать о красоте и богатствах нашего уральского края и получить представление о различных горных профессиях, встречающихся в бажовских сказах, а также познакомиться с традиционными для Урала художественными промыслами.
Телевидение, радио, Интернет – эти средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Мы предлагаем сценарий праздничного мероприятия для учащихся 1–3-х классов, посвященного пропаганде книги. Цель – расширить читательский интерес к книге и библиотеке.
Библиотечный урок для 4–5-x классов знакомит учащихся с биографией и творчеством М.Е. Кильчичакова. Библиотечный урок проходит в виде беседы, где учащиеся читают стихи поэта наизусть. Предварительной подготовки не требует, можно выдать детям стихи и они прочитают их выразительно.
Материал дает библиотекарю представление о подготовке библиотечных уроков. Выбран экспериментально-исследовательский подход. Урок развивает умения учащихся вести информационный поиск с помощью справочной литературы и формирует самостоятельность.
Библиотечный урок по теме «История книги» знакомит учащихся с историей письменности: узелковым письмом, клинописью; с письменными материалами: папирусом, берестой, бумагой; с историей книгопечатания: переплетом, печатными книгами. Урок развивает мыслительную активность, внимание, формирует бережное отношение к книге.
Разработка внеклассного мероприятия — библиотечного урока, цели которого расширить и углубить знания детей о своем родном крае, воспитывать любовь к его историческим ценностям.
Библиотечный урок проводится с целью показать учащимся, какую роль сыграла мать в жизни и творчестве известного писателя, актёра, режиссёра Василия Макаровича Шукшина.
Изучение казахской литературы позволяет формировать у учащихся чувство патриотизма, основы духовно-нравственной культуры, а также гордость за страну, ее достижения, ее успехи. Каждый гражданин республики Казахстан должен вносить свой посильный вклад в развитие и поднятие престижа страны. Я хотела привить чувство патриотизма своим учащимся через чтение книг казахских писателей, раскрывающих тему Родины и защиты Отечества в своих произведениях.
На уроке дети знакомятся с правилами хорошего тона в различных местах.
Цель урока: воспитание у детей патриотизма, уважения и интереса к истории и традициям родины, гражданственности; развивать у школьников мировоззренческие убеждения на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности; воспитание толерантной личности; приобщение детей к истокам народных культур.
Объяснить в игровой форме с использованием электронной презентации учащимся начальных классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ). Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг, учить самостоятельному поиску информации, попросить подобрать себе книгу. В воспитательных целях повторить и ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке». Закрепить материал урока в игровой форме.
Цель урока: воспитание чувства коллективизма, ответственности. Закрепление знания учащихся о буквах алфавита; развитие речи, логического мышления, внимания, воображения.
Разработка библиотечного урока по произведениям Бориса Заходера. Урок рассчитан на учащихся начальных классов. Для проведения мероприятия дети читали произведения Бориса Заходера, отвечали на вопросы викторины, учили и рассказывали стихотворения наизусть. Лучшие знатоки произведений награждены грамотами.

Весь указатель можно скачать по адресу: www.docme.ru/doc/244777/Лучшее_2004-2014

1 коммент.: